К содержанию ↓

Роль взрослых в развитии творческого потенциала у дошкольников

Роль взрослых в развитии творческого потенциала у дошкольников

Роль взрослых в развитии творческого потенциала у дошкольников

{ Статья для родителей }

Роль взрослых в развитии творческого потенциала у дошкольников

Для ребёнка очень важно, какое социальное окружение находится с ним в момент становления личности. Основы для развития творческого потенциала закладываются именно в дошкольном возрасте. Существует ряд условий, при которых у дошкольника формируются предпосылки для творчества. Одним из первостепенных, на мой взгляд, это создание условий для развития воображения и фантазии.

Сам по себе ребёнок в силу возраста не может увидеть мир в ярких красках, у него ещё не сформированы те чувства и эмоции, с помощью которых он может использовать всю палитру оттенков и чувственных образов. И ребёнку необходим взрослый, будь то родитель или воспитатель, который сам обладает творческим потенциалом, увлечённый любимым делом, умеющий передать свои знания и умения, заинтересовать и мотивировать на результат. И если в окружении дошкольника нет такого человека, то вероятно, его творческий потенциал не раскроется должным образом. Ребёнок воспринимает этот мир через призму восприятия людей, находящихся рядом с ним. Поэтому в детском саду (согласно ФГОС ДО) является необходимым требованием создание благоприятных условий для развития творческого потенциала у дошкольников. Воспитателю необходимо обладать такими личными качествами как позитивное отношение к миру, активность, постоянное самообразование, уверенность в своих силах, с богатым духовным внутренним миром, умеющим выражать его в творчестве.

Так как же способствовать развитию у дошкольника творчества, воображения и фантазии? Всё очень просто. Необходимо увлечь ребёнка интересным занимательным делом. Самое главное пробудить интерес, а затем направить на мотивацию и в итоге доставить ему радость, испытать восторг от результата его творчества.

Интерес? - Мотив?! - Результат!

В условиях детского сада в работе можно использовать различные технологии (ИКТ, проектную и кружковую деятельность и т.д.) Но в данном случае, речь идёт о том, что развивать творческий потенциал необходимо постоянно под руководством не только воспитателя, но и родителей.

Гуляя на улице с ребёнком, взрослый обращает внимание на эстетическую сторону предмета или объекта, детализирует его (строение, форма, цвет так далее). Затем обратив внимание и вызвав интерес к объекту (любопытство), мотивируем на творческую деятельность, например: "Хочешь, мы сделаем (построим, нарисуем, придумаем и т.п.) такой же, порадуем папу (оставим на память рисунок, фото и т.п.)?"

Ребёнок, получив мотивацию, будет увлечен творческим процессом, при котором он может быть доволен или не доволен полученным результатом. В случае если у него не получается так как он хотел, взрослому необходимо либо незаметно исправить недостатки, либо убедить его, что нужно ещё раз внимательно рассмотреть объект. В данном случае важна эмоциональная составляющая, где в итоге - не разочарование, а стойкое убеждение, что всё можно исправить, изменить или заменить. Тогда ваш ребёнок будет в творческом поиске, а значит, будет искать пути решения проблемы, используя творческий потенциал и умственную активность.

В процессе деятельности ребёнок увидит, услышит, узнает, пощупает, испытает различные эмоции. Всё это позволит ему приобрести знания об окружающем мире и будет служить толчком для развития чувств и образов.

При этом развивается очень нужное качество - любопытство. По моему убеждению, именно любопытство является мостиком для развития фантазии и воображения. На вопросы, возникающие у ребёнка "Откуда? Зачем? Почему?", он пытается самостоятельно ответить, и вот здесь "играет" фантазия и воображение. Фантазия как пазлы, а воображение - это картинка из пазла фантазии, к которой добавили анимацию и звук.

Если воображение - это умение мысленно создать новые образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание новых, но нереальных, сказочных ситуаций, но тоже на основе реальных знаний. Тогда возникает вопрос: "Как у детей развиваются эти процессы, если у них недостаточно сформированы знания в силу возраста?" Так вот в этом и заключена идея статьи, где обращается внимание на роль взрослых в развитии творческого потенциала у детей. Именно взрослые из детского окружения могут дать ребёнку необходимые знания, чувственный опыт, развить творческое воображение, научить фантазировать, а научившись, он сможет выразить свой внутренний мир речи на листе бумаги, во всём, в чём только можно отобразить. Пусть это будут маленькие шаги "стихоплётства", сочинение сказок, рассказов на ходу, рисунки, постройки и т.п., главное побуждать ребёнка к этому процессу, поощрять и создавать комфортные условия, где он сможет пробовать, экспериментировать, творить.

Советую все эти маленькие успехи (удачные и неудачные) оставлять на память в виде фото, рисунков, поделок и т.п. Важно, что спустя некоторое время, давать ребёнку просматривать свои работы, является стимулом повторить, изменить, улучшить.

Открою маленький секрет. В творчестве развивается не только ваш ребёнок, но и вы сами можете многое увидеть, что раньше не замечали и раскроете в себе потенциал, о котором даже не догадывались. Оглянись вокруг, мир прекрасен!

Желаю удачи!

 

Опубликовано: 31/10/2016