К содержанию ↓

Развитие монологической речи

Развитие монологической речи

Развитие монологической речи

{ Выступление на методическом объединении воспитателей города Балаково }

Развитие монологической речи

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартах записано "преемственность детского сада и школы". Сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на одну из проблем в обучении старших дошкольников - развитие монологической речи.
Актуальность этой проблемы состоит в том, что многие учителя начальной школы сталкиваются с трудностями в обучении, одна из которых - не умение детей пересказывать увиденное, услышанное или прочитанное.
Дошкольный возраст - этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии речи и дальнейшем обучении в школе.
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, связно и последовательно пересказывать небольшие сказки, высказывать свои мысли. И мы, воспитатели, должны в этом помочь детям.

Диалог
- Скажите, пожалуйста, сталкиваетесь ли вы с тем, что вашим воспитанникам трудно составить рассказ? (да, нет)
- Какой рассказ им составить легче : по картине или впечатлению?(по картине)
- Наглядный зрительный образ помогает активировать речь? (Да)
- Какой приём в беседе с детьми, вы используете на прогулке? (наблюдение)
- Какую форму речи я только, что использовала с вами? (Диалог)
И у вас не вызвало никаких трудностей при общении. А если я попрошу вас пересказать какой-нибудь прочитанный текст, сможете ли, вы, не подготавливаясь к выступлению легко это сделать? (Думаю, что многие ответят -нет).Вот так же и у дошкольников диалогическая речь не вызывает трудностей, а монологическая требует тщательной работы над ней. Но обращаю Ваше внимание на то, что развитие монологической речи начинается с диалогической: от простых ответов в виде словосочетаний до составления предложений.
Предлагаю некоторые приёмы, которые позволят Вам в работе с детьми по развитию монологической речи.

Символом света, тепла, покоя, мира и благополучия у детей является солнце.
Практически каждый ребёнок в рисунке имеет этот символ. Я же беру его за основу как развитие речи у дошкольника. Каждый лучик, которого один из видов монологической речи. Пожалуйста, выберите лучик и прочитайте, какой вид на нём указан.
а) составить рассказ по картине ; (схема)
б) пересказать сказку; (веер)
в) рассказ об увиденном (по впечатлению); "Интересно! Расскажи!"
г) пересказ об услышанном (по эмоциональному восприятию) Телефон "А что у вас?"
д) рассказ-наблюдение (в режиме реального времени); Что ты видишь?
е) творческое рассказывание (сочинить сказку); Картина

Когда легче рассказывать? Когда ты выражаешь эмоции и не задумываешься над построением своего рассказа. Выслушивая сумбурную речь ребёнка, уточняешь и обращаешь внимание на детали и побуждаешь его затем к пересказыванию только что услышанного, но уже в спокойной осмысленной форме (приём "повтор"). Не забудьте, обязательно поощрить ребёнка за полный рассказ. В следующий раз он уже самостоятельно старается детализировать свой рассказ, ища у Вас одобрение.

- Я хочу рассказать вам притчу "Иди вперёд!" (книга: "Притчи человечества" составитель Виктор Лавский)
Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:
- Иди вперёд, иди вперёд!
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он очень обрадовался этой находке, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник (Саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом - алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормальных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины.

Желаю Вам найти на нашем мастер-классе необходимые Вам знания для достижения истины!
Желаю удачи!